Игорь Кожевников из тех людей, которые обычно остаются за кадром. Хотя именно он эти кадры создает. Игорь - оператор-постановщик. Недавно наш земляк привез в Пензу свою работу - российско-швейцарский фильм «Переводчица».
Чтобы не было путаницы с фильмом Сидни Поллака, картина носит и второе название - «Вольный перевод». Премьерный просмотр (в российском прокате кино появится не раньше осени) состоялся в одном из пензенских ресторанов. На нем присутствовали родные Игоря, друзья, а также ваш покорный слуга.
В картине режиссера Елены Хазановой заняты французские, бельгийские и несколько наших актеров - Александр Балуев, Сергей Гармаш, Елена Сафонова, Нина Русланова и другие. Над созданием фильма трудился интернациональный коллектив. Съемки проходили в Швейцарии, и на швейцарские же деньги. Техническая группа была французская - та самая, что работала над всеми четырьмя частями «Такси».
Оператора-постановщика - Игоря Кожевникова - пригласили из России. Саунд-трек к «Переводчице» написала Диана Арбенина («Ночные снайперы»). Она, кстати, присутствовала на съемках, каталась на трамвайчике по Женевскому озеру, чтобы лучше прочувствовать атмосферу. Общались все присутствующие на площадке на английском языке.
Героиня «Переводчицы» - русская девушка Ирина, живущая в Женеве. Она приехала в Швейцарию семилетней девочкой вместе с матерью, роль которой исполнила Елена Сафонова. По протекции приятеля мамы (Сергей Гармаш) Ирина становится переводчицей у криминального авторитета из России Ивана Ташкова (Александр Балуев), находящегося в швейцарской тюрьме. В общем, фильм о любви и трудности перевода. Картина серьезная и сильная.
Перед отъездом в Москву (Кожевников живет там уже больше 20 лет) Игорь любезно согласился на интервью.
- Игорь, читателям всегда интересно - как обычный пензенский парень вдруг попадает ТУДА. Есть какие-то секреты?
- Начнем с того, что обычным пензенским парнем я был лет 30 назад. Мне уже 48. И потом никакого «вдруг» не бывает. Это единичные случаи. А вообще, надо стремиться, работать, добиваться, доказывать, доказывать и еще раз доказывать. В середине семидесятых годов я окончил школу № 39 и поступил в пединститут - на физико-математический факультет. Но к преподавательству душа не лежала. Зато увлекал процесс проявки пленок, так что все свободное время посвящал фотографии.
Институт окончил, почувствовал себя взрослым. Но нормальной работы - чтобы нравилось, да еще и денег платили - в Пензе тогда просто не было. В 1984 году решил, что пора в этой жизни что-то менять. То есть я поехал в Москву уже зрелым человеком. По крайней мере, я так считал. Сразу поступил во ВГИК на оператора и остался в столице. Именно с этого времени я веду отсчет своего московского отрезка жизни.
- Вот так просто поступил во ВГИК, без знакомств?
- Никакой блат там не поможет. Это всеобщее заблуждение. Нужно показать свои работы. В данном случае фотографии. Причем обязательно снятые на пленку, собственноручно проявленные и напечатанные. Да еще и форматом А3. Такие требования, я слышал, сохранились до сих пор.
- Когда почувствовал себя востребованным оператором?
- Работа, после которой меня сразу стали приглашать в разные проекты, это «Кармен» - фильм Александра Хлама с Игорем Петренко в главной роли. Такая забавная современная версия классики.
- Что интереснее снимать - кино, рекламу или видеоклипы?
- Снимать нужно ТОЛЬКО кино. Но при этом не больше двух фильмов в год. А в перерывах можно заниматься клипами и рекламой. Кстати, еще пять лет назад снимать рекламу было более выгодно. За нее платили действительно солидные гонорары. Сейчас возрождается киноиндустрия. Соответственно, денег в нее вкладывают больше, повышаются и наши заработки. А это тоже немаловажно.
- Как тебе работается на одной площадке с такими известными актерами как Александр Балуев, Сергей Гармаш?
- Это для тебя они знаменитости, а для меня друзья. Мы ровесники, и никаких «ты вон кто, а я вон кто» у нас нет. Мы дружим, и встречаемся не только по работе. С Сашей Балуевым мы вообще соседи. Так что общаемся постоянно.
- С кем-нибудь из бывших земляков, перебравшихся в столицу, общаешься?
- Дружим с Колей Кильдеем из «Морального кодекса». В прошлом году, кстати, я им клип в Лондоне снял на песню «В глазах». Группу запечатлел во время работы на легендарной студии «Abbey Road», где в свое время писались «Битлз». Там все сохранилось в неизменном виде. Атмосфера та еще. Со дня на день у «Морального кодекса» выйдет новый альбом «Славянские танцы». Наверное, состоится и официальная презентация клипа. А Кильдей, в свою очередь, написал две песни для моего фильма «Посылка с Марса». В нем я попробовал себя одновременно в качестве режиссера и оператора-постановщика.
Потом с операторами многими дружу. Из пензяков, например, общаемся с Валерием Цыбиным (он в основном рекламой занимается), с Алексеем Молчановым.
Перезваниваемся иногда с Машей Ситтель. А встретиться никак не можем. То она участвует в очередном проекте, то я снимаю где-нибудь в Израиле и Бразилии.
- Сейчас над чем работаешь?
- В конце марта закончил съемки новогодней сказки-фентези. Думаю, ближе к зиме фильм выйдет в прокат. Названия пока нет, как появится, обязательно сообщу. А теперь перерыв на рекламу. В конце мая буду работать в Питере - снимать ролики о финских товарах. Фирму, по понятным причинам, не называю.
- Спасибо.
|